Язык сайта

Бронирование билетов по телефону:

Booking department :

+7 (812) 716-58-86,

+7 (812) 635-68-29,

+7 (911) 722-47-49

e-mail: driver-spb@yandex.ru

Центр Туризма и судоходная компания Драйвер рады сообщить Вам что дарят Вам скидку в 20% на водные экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга:

скачать!

 

Возвращение в старый Петербург

История создания

 

 

Старинный Петербург

 

Проплывая по рекам и каналам во время великолепной экскурсии  Центра Водного Туризма  - «Возвращение в старый Петербург »  мы вновь открываем для себя страницы истории нашего Отечества.

Во время речной прогулки, без суеты и толчеи оживленных улиц,слушая неторопливый рассказ экскурсовода, острее начинаешь чувствовать и свою сопричастность к страницам петербуржской, российской да и мировой истории тоже...

Ведь рождение Санкт-Петербурга - столицы Российской империи, оказало глубочайшее влияние на судьбы этого мира.

И об этом хотелось бы рассказать подробнее...

«Здесь будет город заложен…»,- так говорил Петр Великий, выбирая место для будущей столицы России.

Город был основан во времена Северной войны, длившейся более двадцати лет, - в 1703 году. Земли на которых сейчас лежит город Петра, пустынными, с болотами и непроходимыми лесами. Застройка Петербурга началась с Петропавловской крепости – мощной и крепкой опоры будущего города.

Строился город в трудных условиях, но волею Петра и необыкновенными усилиями русских людей через несколько лет после заложения Петропавловской крепости за ее стенами стал появляться и расти город, город - мечта Петра Великого. Петр I не щадил ни сил , ни средств на застройку Санкт-Петербурга.

Создавались школы, библиотеки, театры, дворцы, заводы, верфи. Велик и прекрасен город, вознесенный на пустом месте. Какая-то неведомая сила на протяжении всей его истории манила сюда талантливейших людей со всех уголков Земли: мыслителей, поэтов, музыкантов, архитекторов и скульпторов, дельцов и промышленников. С Петербургом связана вся жизнь Русского государства, начиная от Петровского времени.

Познавая этапы рождения и развития города, мы глубже понимаем историю Отечества.

Первоначально город строился без всякого плана и по одной Петербургской стороне. Первыми улицами были Большая и Малая Дворянская, Посадская и смежные с ней улицы. При Петре I  улицы были без названий, дома, без номеров, так что приезжему в столицу было очень трудно разыскать своих знакомых.

Дома строились как попало, были деревянные, без дворов, низенькие, с входом прямо с улицы. Потолки протекали, а за большими обедами разгоряченные лица гостей охлаждались крупными каплями дождя. Когда по улице проезжал экипаж, из-за зыбкой почвы в домах начинали дрожать стекла и посуда. Пожар, истребивший в июле 1710 года обширный рынок и окрестные дома, дал понять, как необходимо строить дома на расстоянии друг от друга, и что важно располагать улицы и квартала.

Через несколько лет после закладки крепости первый архитектор новой столицы Доменико Трезини приступил к перестройке Петропавловской крепости в каменную. Итальянец по происхождению, родившийся в Швейцарии, ставший известным своими работами при дворе датского короля, он принял приглашение Петра и всю оставшуюся жизнь посвятил обустройству Санкт-Петербурга.

Крепость строилась и украшалась на протяжении всего XVIII  века. Она грозная и величественная. Высота бастионов достигает 12 метров, ширина доходит до 20 . В царствовании Екатерины II куртины и бастионы, обращенные к Неве, были облицованы крупными блоками серого гранита. За всю историю Петропавловская крепость не сделала ни одного боевого выстрела. Зато под ее прикрытием вырастала  на невских берегах новая столица России.

Центральный остров Петроградской стороны с самого начала мыслился как центр «новопостроенного города». Об этом свидетельствует еще одно название острова – Городской остров. Его Троицкая площадь была раскрыта в сторону Невы, и на берегах которой возник морской порт. Когда в 1710 году сгорели торговые ряды, Петр распорядился построить недалеко от пожарища новый Гостиный двор. Это было обширное мазанковое строение в 2 яруса, крытые черепицей. Внутри его был большой двор.

Вслед за Петербургской стороной стал застраиваться Васильевский остров.

Петр приказал всем духовным и светским владельцам деревень, монастырям и дворянам строить там себе дома, которые надо было выстроить в 3 года, иначе они могли лишиться всего имения. Земли и лес под постройки раздавался бесплатно, но дома должны были строиться каменные: только бедные люди получали разрешение строить себе деревянное жилище, и то в переулках и задних улицах.

Было построено несколько кирпичных заводов, которые производили несколько миллионов кирпичей в год. Улицы перед домами должны были быть вымощены и засажены липами. Петр мечтал сделать Васильевский остров центром столицы; по его проекту Петербург должен был представлять нечто среднее между Амстердамом и Венецией: все 12 линий были прорезаны каналами; по этим каналам  должны были проходить  суда из Кронштадта прямо к бирже и к магазинам. Этими каналами Петр думал предохранить город от внезапных наводнений.

На Малом и Большом проспектах были рынки, а в самом центре острова Петр хотел развести хороший сад в версту длины и ширины; ближе к морю были оставлены луга для пастбищ. Но каналы были прорыты значительно уже амстердамских. Царь, сильно раздосадованный, хотел все работы произвести вновь. Но это потребовало бы больших затрат. Этот план так и остался невыполненным. Каналы потом были засыпаны.

На левом берегу Невы в 1704 году заложили Адмиралтейство. И уже через 2 года там строились суда и спускались на реку. Здание Адмиралтейства представляло из собой небольшую башню со шпилем. Возле Адмиралтейства развели парк, а за парком в 1707 году Петр заложил деревянный собор в память святого Исаака Далматского.

Братия Алексанро-Невского монастыря, который был основан в 1710 году начала устраивать прямую дорогу к Адмиралтейству по непроходимому болоту – это нынешний Невский проспект, или как его тогда называли – «Невская перспектива».

Прошло еще несколько лет, и на обоих берегах Невы появились ряды каменных и мазанковых одно- и двухэтажных зданий в голландском вкусе, с черепичной кровлей; между ними шли прямые, широкие улицы, вымощенные камнем. Вдоль Невского высадили 3-4 ряда деревьев, и пленные шведы мели и чистили его каждую неделю. Иностранцы любовались этой красивой, широкой улицей, по обеим сторонам которой были видны леса и рощи.

Таков был Петербург в первые 9 лет его существования.

Только с 1712 года, когда назначение нового города, как столицы государства, определилось, началась быстрая и правильная застройка улиц, площадей и набережных. Вся царская семья переселилась из Москвы в Петербург, и велено было возносить моление «о царствующем граде Санкт-Петербурге».

Петербург стал быстро застраиваться. Возводились дворцы для царя и лиц царской семьи, дома для приближенных. Кроме «Зимнего дома» на месте нынешнего Эрмитажа, Петр выстроил еще «Летний дом», там где теперь находится Инженерный замок. Начались работы по сооружению Летнего сада. Для убранства сада со всех концов России и из западноевропейских стран доставлялись редкостные деревья и цветы, мраморные изваяния.

Город рос и обустраивался.

Появилась Морская улица, получившая название оттого, что на ней были построены мазанковые дома для морских офицеров и матросов. На Большой Пушкарской построили пороховой завод; на Ружейной жили мастера, делавшие оружие. На Адмиралтейской стороне была немецкая слобода; там жили богатые купцы миллионщики -  отсюда название Миллионной.

В конце царствования Петра в городе уже несколько заводов, библиотека, деревянный театр, типография, несколько школ и Морская академия. Тогда в городе насчитывалось более 70 тысяч жителей.

Сейчас Санкт-Петербург – это огромный город, один  из красивейших городов мира; важнейший промышленный, научный и культурный центр России, крупный центр транспорта, морской и речной порт.